Фрагмент для ознакомления
1
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Актуальность проведения эмпирического исследования поведения потребителей на рынке косметики 5
1.1. Анализ рынка косметики 5
1.2. Характеристика покупателей косметики 9
1.3. Методология исследования 10
Глава 2. Результаты эмпирического исследования 12
2.1. Результаты количественного исследования поведения потребителей косметики 12
2.2. Результаты количественного исследования факторов, влияющих на выбор косметики на рынке в Санкт-Петербурге 19
2.2.1. Описательная статистика 19
2.2.2. Таблица сопряженности 20
2.2.3. Однофакторный дисперсионный анализ 21
2.2.4. Кореляционно-регрессионный анализ 21
2.3. Рекомендации для компаний, работающих на рынке косметики в Санкт-Петербурге 23
Заключение 24
Список использованной литературы 26
Приложение 1 28
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
2018 год вошёл в историю как косметической промышленности, так и всей мировой индустрии, как год относительно стабильного экономического, политического и социального климата. Именно, благодаря этому, по мнению экспертов многих исследовательских компаний, глобальный рынок красоты сумел достичь 5% роста. Для сравнения в 2017 году этот показатель составил 4%.
Цель данной курсовой работы: исследовать факторы, влияющие на выбор косметики в Санкт-Петербурге.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить тенденции развития российского рынка косметики и специфики поведения потребителей на этом рынке;
провести эмпирическое исследование поведения потребителей;
провести количественное исследование факторов, влияющих на выбор поставщика на рынке косметики;
проанализировать полученные результаты в ходе проведения количественного исследования;
разработать рекомендации по решению данной проблемы.
Объектом исследования является рынок косметики. Предметом исследования - поведение потребителя.
Для написания первой главы работы использовались учебные пособия, результаты маркетинговых исследований и статистические отчеты. При проведении исследования использовался метод письменного анкетирования.
Первая глава содержит информацию о состоянии российского рынка косметики: основные сегменты, направления и тенденции. В одной из подглав описывается поведение покупателей, а также приводятся результаты проведенного ранее качественного исследования поведения потребителей на рынке косметики. Также рассматривается методология количественного исследования: цели, задачи, метод сбора информации, разработка анкеты, описание выборки, времени и места проведения исследования.
Вторая глава посвящена анализу полученных в ходе количественного исследования результатов и разработке практических рекомендаций для компаний, работающих на рынке косметики в Санкт-Петербурге.
Глава 1. Актуальность проведения эмпирического исследования поведения потребителей на рынке косметики
1.1. Анализ рынка косметики
Особенное внимание к этой группе потребительских товаров приковано со стороны женщин. По статистике, свыше 46 процентов российского населения представлено слабым полом возрастной категории старше 15 лет. Безусловный интерес к индустрии проявляют представители ритейла, а также владельцы крупного капитала. Прогнозы, которые выдает анализ рынка косметики, более чем оптимистичны и для повышения отраслевых продаж и увеличения инвестиционного потенциала.
В исследованиях, которые довольно часто проводятся европейскими агентствами, приводятся данные по объему аудитории целевого потребителя. Более 65 миллионов человек – именно столько потенциальных покупателей косметики в России проявляют интерес к косметике с завидным постоянством. В расчете на душу населения средний доход в отрасли достиг значения 1142 рублей в год. Для примера, в Британии ежегодные траты женщин составляют 4485 рублей, а в Италии исследования рынка косметики выдают цифру 1155рублей.
Рисунок 1 - Расходы на косметику в год по странам мира
На диаграмме отчетливо видно, что российские женщины пока не готовы тратить на косметику слишком много, оставаясь на среднем уровне потребления (чуть больше мировых показателей). Тем не менее годовой оборот продаж в отрасли приближается к 100 миллиардам в год в рублевом выражении. В мировом масштабе российский рынок охватывает только 3 процента глобального потребления.
По результатам анализа рынка косметики в России 2018 выявляются наиболее явные тренды поведения покупателей:
• Смена настроения. Несмотря на кажущееся присутствие эмоций в покупках, российские женщины продолжают сохранять рациональность. Прагматичность сохраняется в принципе классического подхода – всем нужно оптимальное соотношение цены и качества;
• В предпочтениях потребления все больше улавливается и практичность. Кризис, довлеющий еще с 2009 года, стал обусловливать выбор в пользу отечественных продуктов в связи с их лучшим качеством и ценовой доступностью;
• Повышение спроса на универсальные средства по итогам анализа рынка профессиональной косметики. В зону популярности все чаще попадает продукция, обладающая спектром полезных свойств
• Явное увеличение спроса на средства для ухода за кожей лица. Рост потребления, начиная с 2010 года, приобрел характер геометрической прогрессии.
Рисунок 2 - Тенденции поведения потребителей
В стратегических исследованиях аналитического агентства Euromonitor приводятся тренды, которые наметили для себя производители косметики. Отечественным заводам и фабрикам удалось выявить не только настроения потребителей, но и постепенно определить для себя стратегии выхода на зарубежные рынки:
• Увеличение доли капитализации производства. Особый интерес со стороны инвесторов проявляется в направлении инноваций. Для стимулирования потребительского спроса активно используются активная реклама и промо;
• Мягкая политика ценообразования. Несмотря на увеличение цен в индустрии (ежегодно на 15-20 процентов), ритейлеры выполняют планы продаж с превышением в полтора раза;
• В отрасли начинает активно развиваться органический сегмент. Изменение доли от 1 к 5 процентам не является порогом роста. На российском рынке проявляют активность не только отечественные, но и зарубежные компании. В лидерах такие заводы как Melvita, STYX, Dr.Haushka и LOGONA. Достойную конкуренцию на рынке составляет российский концерн Natura Siberica.
Рисунок 3 - Тенденции поведения производителей
В исследованиях, приведенных аналитическим отделом компании РБК, свыше 90 процентов потребления в России приходится на сегмент масс-маркет. В классе люкс отмечены 44 процента покупателей. Более 37 процентов респондентов доверяют предложениям аптечных сетей.
Как распределяются продажи:
• Mass market – сегмент, характеризующийся недорогой продукцией. Производится, как правило, большими партиями, продвигается агрессивной рекламой. Известные бренды Nivea и Avon являются яркими представителями Mass market. Что примечательно, в цене продукции на себестоимость отводится только 10 процентов, остальные 90 являются коммерческой составляющей (дистрибуцией);
• Сегмент среднего класса – middle market. Здесь отмечаются такие бренды как Revlon, Mary Kay и Loreal. Основной характеристикой сегмента остается высокое содержание натуральных компонентов – от 30 до 60 процентов;
• В анализ рынка косметики в России попадает и продукция класса «люкс». Этот сегмент насыщается товарами, в производстве которых применяются высокие технологии. Натуральность люксовой косметики достигает значений в диапазоне 70-80 процентов.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Акулич И.Л. Маркетинг: учебное пособие / Л.И.Акулич, И.З.Герчиков; - Минск: Интерпрессервис, 2008. - 398 с.
2. Барышев А.Ф. Маркетинг: учебник / А.Ф.Барышев; - Москва: Издательский центр «Академия», 2007. - 280 с.
3. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент: Анализ, планирование, внедрение, контроль / Ф.Котлер; – Санкт-Петербург: Питер Ком, 2002. – 425 с.
4. Лебедев О.Т. Основы маркетинга / О.Т.Лебедев, Т.К.Филиппова; - Санкт-Петербург: ИД «МиМ», 2001.
5. Непомнящий Е.Г. Экономика и управление предприятием: Маркетинговый подход к предпринимательской деятельности / Е.Г.Непомнящий,; Санкт-Петербург: «Союз», 2010.
6. Лилев.Н.Г. Конкуренция на современном рынке термотехники в России / Н.Г.Лилев.; Московский институт экономики, политики и права – 2012. – С.5-8
7. Маркетинговое исследование рынка радиаторов отопления, выполненное Research Techart Электронный ресурс - Режим доступа: http://research-techart.ru
8. Маркетинговое исследование рынка термотехники в России, подготовленное компанией ИП Литвинчук Электронный ресурс - Режим доступа: http://www.litvinchuk.ru
9. Отчет «Российский рынок котельного оборудования в 2015 году» агентства «Литвинчук Маркетинг» Электронный ресурс - Режим доступа: http://www.litvinchuk.ru/marketingovye-issledovaniya/marketingovye-issledovaniya-rynkov-sistem-otopleniya/
10. Отрасль производства систем отопления в развитии Электронный ресурс - Режим доступа: // https://www.c-o-k.ru/articles/otrasl-proizvodstva-sistem-otopleniya-v-razvitii - 2017.
11. Российский рынок отопительного оборудования: текущее состояние и перспективы Электронный ресурс - Режим доступа: //https://russian.worldbuild365.com/news/enlucyujv/hvac/rossiyskiy-rynok-otopitelnogo-oborudovaniya-tekushchee-sostoyanie-i-perspektivy – 2017